НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (1874-1947)

СЕРИЯ «МАЙТРЕЙЯ»  КРАСНЫЙ ВСАДНИК

«На красном коне, с красным знаменем неудержно несется защищенный доспехами красный всадник и трубит в священную раковину. От него несутся брызги алого пламени, и впереди летят красные птицы. За ним горы Белухи; снега, и Белая Тара шлет благословение. Над ним ликует собрание великих лам. Под ним - охранители и стада домашних животных как символы места» - так описывал Рерих изображение на подаренной танке.

Картина «Красный всадник» открывает серию «Майтрейя» в собрании Нижегородского художественного музея. Необычайно гармоничная, мягкая, золотисто-сиреневатая гамма, неспешный ритм движения женщин с корзинами за спиной создают поэтичный и в то же время характерный образ восточного города, погруженного в дремотную тишину. Вероятно, это окраина Хотана с расположенными на юге горами Карангу Таг.

Помимо натурного воспроизведения оазиса в полотне нашли своеобразное отражение и легенды о белом коне. Рерих отмечал, что в сказаниях многих народов белый конь принадлежит герою (белые кони святого Егория, святых Флора и Лавра, литовского бога Световита, Гэсэр-хана и других). Ему предоставлено право ходить и одному, принося великую весть. Эрдени Мори, изображенный на древней ступе, - конь счастья в монгольском эпосе.

С легендами о нем художник встречался во время путешествия. Появление Эрдени Мори, несущего на себе огненное Сокровище мира — волшебный камень Чинтамани, напоминало людям о неизбежном приходе Новой Эры.

Красный всадник

Николай Константинович Рерих
Красный всадник, 1925-26
Холст, темпера, 73 х 100.5
Государственный художественный музей, Нижний Новгород, Россия

Огненный знак эры Шамбалы — Красный Всадник или красный конь - является сюжетно-смысловым лейтмотивом серии «Майтрейя». Она представляет живописное воплощение увиденного и услышанного во время путешествия: величаво-эпическая панорама горных пейзажей сменяется конкретными жанровыми сценами, памятники восточной архитектуры - образами народных сказаний о Шамбале, Майтрейе, Ригден Джапо.

С этими легендами художник встречался во время путешествия. Появление Эрдени Мори, несущего на себе огненное Сокровище мира — волшебный камень Чинтамани, напоминало людям о неизбежном приходе Новой Эры.

Непосредственным поводом для создания картины стала старинная танка (буддийская икона) «Красный всадник» — подарок, полученный Рерихом в Ладакхе.

← Николай Константинович Рерих картины

Наверх