ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ

РЕФОРМАЦИЯ  ВОССТАНИЯ ДВОРЯН И КРЕСТЬЯН

Реформация - широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе 16 - начала 17 века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией и оказавшее огромное влияние на ход европейской истории. Особенно ярко этот процесс проходил в Германии.

Поводом к началу Реформации послужили индульгенции, или отпущение грехов за деньги. В христианских странах издавна вошло в обычай, чтобы люди, кающиеся в грехах, делали денежное пожертвование на нужды Церкви и богоугодных заведений. Впоследствии папы, присвоившие себе власть отпускать грехи, начали продавать индульгенции.

Папа Лев X довел продажу индульгенций до крайности. Нуждаясь в деньгах на свой роскошный двор и на постройку церквей и дворцов, он поручил Майнцскому архиепископу открыть эту продажу в Германии. Архиепископ отправил для этого в Саксонию доминиканского монаха Тецеля, и последний начал поступать там с удивительным бесстыдством. Он разъезжал по Саксонии с двумя большими ящиками: в одном находились отпустительные папские грамоты, или ярлыки, на всевозможные грехи, прошедшие, настоящие и будущие, а в другом - вырученные за них деньги.

Началом Реформации принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера. 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации можно считать подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Волнение, произведенное проповедями Лютера, распространилось и в других частях Германии. На западе немецкое дворянство восстало против духовных властей - епископов и архиепископов. Предводителем дворян стал Франц фон Сикинген. Он был поборником старого феодального рыцарства, которое не признавало над собой никакой власти. Сикинген стал ревностным приверженцем Реформации, так же как его друг поэт и гуманист Ульрих фон Гутен.

Движение объединяло многих рейнских и швабских рыцарей, и они начали войну против Трирского архиепископа. Но за архиепископа выступили некоторые германские князья; они осадили Сикингена в его родовом замке и начали разрушать стены огнестрельными снарядами. Сикинген был смертельно ранен и капитулировал. Таким образом, вольное рыцарство было побеждено и должно было смириться перед властью светских и духовных князей. Преследуемый Ульрих фон Гутен бежал в Швейцарию и там вскоре умер, на острове в Цюрихском озере (1523).


Восстания крестьянЕдва закончилось восстание рыцарей, как началась Крестьянская война. Крестьяне были угнетены непомерной барщиной, всякого рода поборами и жестоким обращением светских и духовных господ. И прежде они не раз восставали против притеснений, но эти мятежи происходили разрозненно, не имели между собой связи и их легко усмиряли.

Реформация вызвала общее движение. Те же необузданные проповедники, которых Лютер изгнал из Виттенберга, разошлись по другим областям Германии и везде возбуждали простолюдинов, проповедуя им евангельское равенство людей.

Крестьяне поднялись сначала в Юго-Западной Германии (в Швабии); отсюда мятеж распространился и по другим землям и сопровождался большими жестокостями: разрушением и грабежом замков, монастырей и избиением дворян. Например, крестьяне взяли швабский замок Вейнсберг и, найдя в нем семнадцать рыцарей, всех их предали смерти в 1525 году. Некоторые рыцари сами присоединялись к крестьянам, другие по принуждению.

Однако волнение, поднятое пророками евангельского равенства, успокоилось не скоро. С особенной смелостью действовала секта анабаптистов (то есть перекрещенцев), которые, называя крещение детей недействительным, требовали вторичного крещения; они отвергали духовный сан и проповедовали раздел имуществ поровну между верующими. Эта секта имела успех преимущественно в Вестфалии, в городе Мюнстере, откуда Реформация изгнала духовенство и епископа.

Но при помощи других германских князей епископ Мюнстерский взял штурмом город и казнил проповедников «мюнетерской коммуны». Секта анабаптистов не исчезла, она рассеялась по разным странам. Голландский священник Меннон в том же 16 веке преобразовал ее и сообщил ей более умеренный характер. Последователи его, или меннониты, отрицают крещение детей (то есть требуют его совершения только для взрослых), присягу, военную службу; вообще отличаются строгим образом жизни и любят преимущественно заниматься земледелием; их особенно много в Северной Америке.

ЦЕРКОВНЫЕ РЕФОРМЫ И СОЮЗ ПРОТЕСТАНТОВ

В это время Лютер жил в Виттенберге и под покровительством курфюрста занимался устройством преобразованной Церкви. Он учредил богослужение на немецком языке, отменил многочисленные богослужебные обряды, заменив их молитвой и пением гимнов, написал свой катехизис, ездил по Саксонии и осматривал приходские церкви и школы. В этих трудах ему помогал Меланхтон. Отрицая монашество и безбрачие духовенства, Лютер сам подал пример: снял монашескую одежду и женился на бывшей монахине. Князья охотно уничтожали монастыри и секуляризировали их имущество — отбирали в свою пользу.

Из таинств лютеране признали только два - крещение и причастие, которое предлагалось всем, а покаяние совершалось без устной исповеди. Высшие духовные чины - кардинал, архиепископ и епископ - были отменены; надзор за церковными делами поручен консисториям и суперинтендантам. Лютер признавал зависимость духовенства от светского правительства.

Из Саксонии Реформация распространилась по всей Северной Германии (Бранденбург, Померания, Мекленбург, Брауншвейт, Гессен). Светские и духовные князья, строго державшиеся католицизма (Баварский, Австрийский, Майнцский), старались помешать успехам Реформации. На имперском сейме в городе Шпейере (1529) они постановили просить императора, чтобы тот созвал Вселенский собор для уничтожения раскола, запретил лютеранам распространять их учение и защитил имущество духовенства. Северные князья и некоторые имперские города протестовали на том же сейме против этого решения. Отсюда приверженцы Реформации получили общее название протестантское.

Продолжение →

← История Германии. Оглавление

Наверх