ВЕЛИКИЕ  НЕМЕЦКИЕ  ХУДОЖНИКИ

ГАНС ГОЛЬБЕЙН СТАРШИЙ (1465— 1524)

СТРАСТИ ГОСПОДНИ В СЕРЫХ ТОНАХ

ПОРУГАНИЕ ХРИСТА


Страсти Господни в серых тонах считаются одним из главных творений Ганса Гольбейна Старшего. Цикл получил такое название благодаря серой монохромной колористической гамме, выполнен в технике гризайль, имитирующей скульптуру. Это 12 картин о последних эпизодах земной жизни Христа.

Картина Поругание Христа> показывает одну из последних сцен, составляющих цикл эпизодов «Суда над Христом», после чего Христос был распят. Согласно Евангелию от Марка, «...воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк. И одели Его в багряницу, и, сплети терновый венец, возложили на Него; И начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него и, становясь на колени, кланялись Ему».

Христос изображался обычно на троне, установленном на подиуме, у него на голове терновый венец, одет он в багряницу и держит тростниковый скипетр. Воины со сжатыми кулаками готовы ударить его или опускаются перед ним на колени в издевательском почтении.

Согласно широко распространенным правилам, господствовавшим в итальянской живописи 15-16 веков, изображались двое солдат, каждый держит трость или палку, с помощью которых они насаживают терновый венец на голову Христу, и эти их инструменты в этот момент образуют фигуру креста.

Увенчание Иисуса терновым венцом, учиненное римскими воинами, было одним из способов насмехаться и издеваться над Христом. Венец был древним символом силы, правления и почета. Венками из лавра в античные времена венчали героев и поэтов. Римляне для Христа сплели венок из колючего терновника вместо лавра.

Что касается самого венца, то немецкие и нидерландские мастера изображали колючки огромных размеров. И на картине венец впивается в лоб Христа, источая капли крови.

Ганс Гольбейн Старший был сыном своего времени и изображал понятные его современникам символы и атрибуты. И мы еще раз убедились в том, что Гольбейн Старший в своей живописной манере никогда не стоял на месте, он был знаком с канонами и обычаями итальянских художников, безусловно он знал картины выдающихмя мастеров Возрождения. В то же время влияние нидерландской живописи прослеживается во всем его творчестве.

Поругание Христа
Ганс Гольбейн Старший
Страсти Господни в серых тонах. Поругание Христа.
Художественный музей. Штутгарт. Германия