ВЕЛИКИЕ  НЕМЕЦКИЕ  ХУДОЖНИКИ

ГАНС ГОЛЬБЕЙН СТАРШИЙ (1465— 1524)

СТРАСТИ ГОСПОДНИ В СЕРЫХ ТОНАХ

БИЧЕВАНИЕ ХРИСТА


Страсти Господни в серых тонах считаются одним из главных творений Ганса Гольбейна Старшего. Цикл получил такое название благодаря серой монохромной колористической гамме, выполнен в технике гризайль, имитирующей скульптуру. Это 12 картин о последних эпизодах земной жизни Христа.

Картина Бичевание Христа. Бичевание как наказание применялось в Древнем Риме непосредственно перед казнью, но Понтий Пилат, приказал подвергнуть ему Исуса до вынесения приговора, чтобы этим разжалобить и удовлетворить толпу, требующую его смерти. Бичевание относилось к мучительным наказаниям и в Римской империи ему подвергали за серьезные преступления, но по большей части рабов и лиц без прав римского гражданина. По иудейским законам число ударов было ограничено (Втор.25:3), римляне не знали такого ограничения.

Евангелисты ничего не говорят о том, что Иисус был привязан к столбу во время бичевания, однако и древнее общее предание и древнеримский обычай именно так исполнять это наказание говорят о том, что Иисус был привязан. Сцена бичевания у колонны в западном искусстве встречается по крайней мере с 10 века.

Ганс Гольбейн Старший с такой пронзительной силой показал бичевание. Озверевшие лица палачей, потерявших человеческий облик и так истово исполняющих приказ Понтия Пилата! А лицо Христа спокойно и скорбно. Спокойно - ибо он исполняет волю Бога-отца и должен испить чашу страданий. Лицо Христа скорбно - ибо он познал горечь предательства, перед которой меркнут даже озверевшие палачи. Невозможно спокойно смотреть на эту картину...

Бичевание Христа
Ганс Гольбейн Старший
Страсти Господни в серых тонах. Бичевание Христа.
Художественный музей. Штутгарт. Германия